Тренер «Юнисон-Москва» Владимир Чебатуркин поделился ценными советами и мудростью, приобретенной по ходу игровой карьеры, а также рассказал о тонкостях подготовки к тренировки и рабочей этике.
– Дайте опытный совет из вашей игровой практики, который пригодится любому молодому игроку сегодня.
– Скажу так, нельзя зазнаваться в хоккее. Играя в США, я не видел игроков, считающих, будто они лучше других. Не было пижонства, зазнайства. Даже если игрок слыл лучшим бомбардиром команды, он не задирал нос и не считал себя царём зверей.
И возьмите сейчас топ-10 игроков МХЛ по заброшенным шайбам, которые, играя в этой лиге, задирали носы и думали, что уже всего достигли. Где они сейчас? Максимум двое на высоком уровне играют, а остальные или закончили, или явно не там, где они себя видели. Ребят, не задирайте нос, а работайте.
– «Северо-американский хоккей». Что оттуда вы точно забрали с собой в Россию?
– Прежде всего, это рабочая этика, состоящая из нескольких моментов.
Первое – подготовка к тренировочному и игровому процессу. Приведу пример. Ты пришёл в раздевалку и ходишь-балдеешь. Там посмеялся, там что-то посмотрел в телефоне. В итоге вышел на лед неготовым, так как мысли летают где-то далеко от хоккея. Чаще всего это в молодых командах встречается. В КХЛ ребята в большинстве своем готовятся, там не услышишь смешка перед тренировкой и игрой. Как-то в один клуб КХЛ пришёл новичок, зашёл в раздевалку перед игрой, а там никого нет на своём месте: кто-то клюшку мотает, кто-то тянется, кто-то на велосипеде, а он сидит неприкаянный.
Второе – этика самого тренировочного процесса. Как быстро ты реагируешь на то или иное упражнение? Каково твоё качество передач, взятие ворот, бережливость к каждому упражнению и меткость? Ты вышел, отработал 10-15 секунд, приехал к воротам и шарахнул в стекло — это трата времени. Что ты показал тренеру в такой момент? Что быстро бегаешь? Но логическая точка ведь не поставлена. Если ты не забил, то для чего бежал то? Ради количества или потому что так надо?
Например, возьмём «Юнисон-Москва». Делаем упражнение 3-4 раза. Потом уходим на другой кусок работы. И мы понимаем, что к этому упражнению снова вернёмся, ведь повторение – мать учения. Начинаем по новой, и игрок не помнит! Как так? Ведь буквально минут 10 назад делали. Такое у меня и в «Звезде» бывало, а это всё – рабочая этика.
Ну и в конце концов, много времени уходит на самоанализ и объединение в голове всех элементов тренировки в единую систему. У нас в «Юнисон-Москва» каждое упражнение задействовано под ту или иную игровую ситуацию. Приходится иногда парням буквально на пальцах объяснять, как это работает. Что хоккейная тренировка – это игра, разбитая на компоненты. И нужно каждый отработать до автоматизма.
– Вам доверяют практический негранёный материал – молодых хоккеистов. Если они будут вас слушать беспрекословно, чего стоит ожидать через год тренировок и игр в «Юнисон-Москва»?
– Те, кто услышит нас, спокойно зацепятся в Высшей лиге, но для меня это не цель и не результат. Мы стремимся сделать так, чтобы часть игроков пошла дальше, в том числе и в КХЛ. Многие клубы говорят: «Мы не хотим платить деньги, но дайте нам игрока». Вот это и будут те ребята, которые могут закрыть эту нишу. Уверен, после сезона в «Юнисон-Москва» кого-то с руками и ногами в ВХЛ заберут, ребята засветятся. Но хочется пожелать терпения как ребятам, так и нам, а еще веры друг в друга. Легко точно не будет, всё только через работу, иначе никак. Кто хотел прийти в «Юнисон», чтобы перезимовать, спрятаться за спинами ребят, таких в клубе не будет. Нет у нас места и фразам «я устал» или «да меня в другую команду возьмут». Ну, возьмут в другой клуб, а разве тебе там доказывать ничего не нужно будет? Вообще, когда такие мысли у молодых хоккеистов появляются, рекомендую не мучаться и закончить с хоккеем. Самый легкий путь – самый обманчивый. Ты же не только для конкретных ближайших целей себя тренируешь, но и для жизни. Если у тебя есть место в профессиональной команде, ты уже счастливчик и звезда, ты не на улице бегаешь, у тебя есть любимое дело. Да, оно тяжелое, но, парень, ты получаешь за это деньги, такая твоя работа, просто так никому ничего не даётся. Есть хорошая пословица: «Лучшему предела нет, береги, что ты имеешь».
– В «Юнисон-Москва», судя по интервью и президента клуба Александра Клименко и главного тренера Игоря Горбенко, исповедуют жесткую дисциплину и даже послушание. Что думаете по этому поводу?
– Да, я бы тоже поставил дисциплину на первое место, но дисциплина дисциплине рознь. Всё должно быть в пределах разумного. Ведь если тебя постоянно держат за горло, это не очень хорошо. Считаю, хоккеисты должны развиваться и быть разносторонними, они должны общаться, должны не стесняться и не бояться прессы. Я бы назвал то, чего мы хотим, не послушанием, а рабочей этикой, трудолюбием. Умение слышать самого себя, делать свою любимую работу хорошо каждый день, а не спустя рукава, а для этого нужно трудиться, положить всё на чашу.
Вот, например, сейчас мы ребят приучаем не брать телефон в раздевалку. Не запрещаем, но доносим, что рабочее место – это как алтарь в церкви. Да, бывают непредвиденные ситуации, так возьми телефон, выйди из раздевалки переговори или напиши смс, но на рабочем месте, в раздевалке отложи в сторону. Закончил тренировку или матч – хоть в обнимку весь день с ним ходи. А когда в раздевалке начинает один себе такое позволять, дальше ведь всё по цепной реакции идёт.
Источник: ХК «Юнисон-Москва»