Степан Никулин: «У каждого хоккеиста можно что-то подсмотреть»

10 февраля 2023
post image

Нападающий «Локомотива» Степан Никулин  – о дебютном сезоне, соперничестве с Ярославом Лихачёвым, словах Леброна Джеймса и работе с Игорем Никитиным.

Степан Никулин проводит первый полноценный сезон в КХЛ. Уроженец Ярославля уже стал важным хоккеистом в «Локомотиве» — он идёт в топе бомбардиров команды и получает время в большинстве. Многие считают, что Никулин является одним из главных претендентов на приз лучшему новичку сезона.

«Матчи со СКА получаются ожесточёнными»

— Довольны ли вы, как складывается сезон для «Локомотива»?
— Окончательно ответить на этот вопрос можно будет только после плей-офф. У нас были неудачные серии, где мы проиграли много матчей. Из-за этого упали со второго места на четвёртое-пятое. Если бы не подобные серии, то регулярку можно было бы считать хорошей.

— А в личном плане?
— Неплохо, но есть, к чему стремиться. В последних матчах играю не очень хорошо, не набираю очков.

— «Локомотив» мало забивает в этом сезоне. Почему?
— Если честно, то не понимаю, почему мы мало забиваем. Возможно, не хватает уверенности, хладнокровия, боимся взять ответственность на себя. Моменты у «Локомотива» есть в каждый игре – и эти моменты очень хорошие.

— На вас это давит?
— Нет, не давит, поскольку победы всё равно приходят. Конечно, мы хотим больше забивать, нападающие постоянно работают над этим.

— Это можно перебороть с помощью тренировок?
— Если будешь постоянно на тренировках забивать голы, то и на игру это перенесётся, появится уверенность в себе. Но и в себе надо покопаться.

— Команда то побеждает сериями, обыгрывает СКА, ЦСКА, то проигрывает такими же сериями и не может победить команды, которые не попадают в плей-офф. Откуда такая нестабильность?
— Согласен, что было много хороших матчей с теми же СКА и ЦСКА, после которых мы проигрывали «Северстали» или «Сочи». Я не знаю, с чем это связано. Возможно, это недонастрой. Например, появляются мысли: «в прошлом матче обыграли хорошего соперника, здесь уже можно не выкладываться на полную». Это неправильно. Нужно на каждый матч настраиваться и выигрывать. Если это исправим, то нам пойдёт это в плюс. Скорее всего, проблема просто в психологии.

— В этом чемпионате очень горячими получились матчи со СКА. Это самый принципиальный соперник для вас?
— Cо СКА каждый матч получается ожесточённым. Последний матч – вообще шик и блеск. Когда мы выходим друг против друга, то обе команды заводятся. Все хотят победить. Наверное, это противостояние идёт с прошлых лет. Вообще в КХЛ много хороших матчей, но со СКА тратишь огромное количество эмоций.

— Вы ранее говорили, что ЦСКА из соперников впечатлил больше всего в КХЛ. Почему?
— В ЦСКА почти все игроки – крупные. Очень тяжело вести с ними борьбу. Как будто все хоккеисты у них весят по 100 с лишним килограммов. ЦСКА – пока непонятная для меня команда. Ты можешь играть с ними на равных, а затем они тебе забьют после первого же момента. Им нельзя давать ни малейшего шанса. Любой момент у ЦСКА – максимальная опасность для наших ворот.

Адам Рейдеборн и Степан Никулин. Фото: Владимир Беззубов

— А из хоккеистов против кого сложнее всего играть?
— Яшкин. Он очень крупный, с ним тяжело вести борьбу, он очень много бьёт. По—моему, по силовым – он впереди всей галактики в нашей лиге. Да и голов забил много.

«Игрокам из МХЛ помогаю общением»

— Ваша тройка с Георгием Ивановым и Денисом Алексеевым. Почему именно с ними сложилась такая химия?
— У нас как-то сразу стало получаться. Гоша Иванов – очень позитивный парень. Он начал мне подсказывать. Затем подключился Дэн Алексеев. Он говорил, что – можно, а что – нельзя. Мы много разговариваем между собой. В жизни также стали общаться очень хорошо – это влияет на игру. С ними приятно взаимодействовать. Когда на лёд выходишь, то точно знаешь, что они будут делать, а партнёры знают, что буду делать я. У нас всё на позитиве, нет давления в тройке. Если возникают сложные моменты, то мы их решаем в обычном человеческом диалоге.

— Кто из вас лидер в звене?
— Дэн – мозг звена, может отдать любую передачу. Гоша – мотор, даёт энергию всем нам.

— «Локомотив» — довольно молодая команда, но есть и опытные ребята. Чему ты учишься у взрослых игроков?
— Не такого, что я подхожу к ним и что-то спрашиваю. Я просто смотрю за ними, что-то подмечаю для себя. Например, я наблюдаю за Серёгой Андроновым, как он занимается в тренажёрном зале. Он много работает над собой, над поддержанием формы. Лёха Марченко много подсказывает по поводу большинства. У Максима Шалунова можно подсмотреть, как он сходу щёлкает. Но научиться чему-то можно не только у опытных ребят. У каждого хоккеиста можно что-то подсмотреть.

— Говорили, что для раздевалки «Локомотива» многое значил переход Андронова.
— У нас любой человек может взять слово в раздевалке, но Серёга действительно много говорит в перерывах. Он может сказать, почему мы проиграли тот или иной период, а также как это исправить. Это помогает, потому что слова произносит не тренер, а человек, который с тобой находится на льду. Ты к этому особенно прислушиваешься.

— Кто самый харизматичный из партнёров?
— Смотря что понимать под харизмой. Андрюха Сергеев – яркая личность. Он и сказать в раздевалке может, и игрой завести.

— По ходу сезона в «Локомотив» вводили много молодёжи. Помогаете кому-то из новичков адаптироваться? Всё-таки вы явно знаете про раздевалку больше, чем те, кто постоянно играет в МХЛ.
— Я сам здесь первый год, поэтому вряд ли знаю все нюансы. Помогаю разговорами. Общение же очень важно. Когда ты переходишь на новый этап своей карьеры и жизни, то тебе нужно с кем-то взаимодействовать. Так легче влиться в коллектив. Например, с тем же Симашевым я постоянно живу вместе в поездках.

Денис Алексеев, Степан Никулин, Георгий Иванов. Фото: Юрий Кузьмин

«Поздравлю Лихачёва, если он станет лучшим новичком»

— Не утомляют разговоры о соперничестве с Ярославом Лихачёвым за звание лучшего новичка сезона?
— Нет. Интервью и ответы на вопросы – это также моя работа. Если люди говорят о нашем соперничестве, значит им это интересно. Мне только в радость. Конечно, поздравлю его, если он победит. Я никогда не был завистливым человеком.

— Вы же пересекались с ним ещё по детской школе и говорили, что эти матчи были принципиальными. Каким вы оттуда запомнили Лихачёва?
— Он всегда был очень быстрым нападающим невысокого роста. У него были хорошие руки, мог всегда придумать нестандартное. Ещё Ярослав очень много забивал. Все те сильные качества, что у него были в детском хоккее – сейчас он их улучшил.

— Летом Игорь Никитин сказал, что вы выиграли конкуренцию у Лихачёва за право остаться в «Локомотиве». Вы изначально знали, что конкурируете именно с ним?
— Нет, не знал. Мне сказали работать и доказывать, а там посмотрим. Я просто тренировался как умею, не пытался быть лучше него. Когда меня оставили в команде, Игорь Валерьевич сказал, что у меня была дуэль за место в составе с Яриком Лихачёвым.

— Специально посмотрел: вы занимались в детской школе с Ильёй Чефановым и Русланом Абросимовым. Тройка, которая разрывала МХЛ, появилась именно в школе?
— Нас в школе поставили вместе года за два до выпуска. На финалах вместе хорошо играли. Были моменты, когда нас разбивали, ставили кого-то другого, но у нас не получалось. Тогда тренеры опять соединяли меня, Чефанова и Абросимова в одну тройку. Сейчас в жизни общаемся. С Русей я дружу, с Чефой – мы хорошие приятели, можем созвониться и списаться. Но с Русей мы очень давно дружим.

— Вы говорили, что Абросимов – любимый партнёр. Кроме дружбы, чем он ещё выделяется?
— Умная голова. Он хороший центр, уверенно играет на вбрасываниях. В МХЛ у него вообще была очень хорошая статистика на точке, сейчас чуть хуже. Я слежу, как он играет. Раньше он был медленный, но сейчас добавил, бежит. Мне всегда нравилось, что он не жадный, может отдать хорошую передачу. У нас с ним отличное взаимопонимание. Мы в жизни всегда вместе, на льду также были вместе.

— Каково играть друг против друга?
— До сих пор не привыкли. Выходишь на лёд против него, смотришь и улыбаешься. Нет такого, что мы кусаемся. Правда, он меня в последней игре в спину толкнул. Иногда можем что-то сказать друг другу, пошутить.

— Есть какой-то яркий момент вашей дружбы?
— Очень много личных моментов. Из последнего: проигранный финал МХЛ. Мы с ним последние со льда уходили, вместе переживали поражение. Потом в автобусе много обсуждали матч. Нам было горько от мысли, что сыграли вместе свой последний матч, поскольку знали, что Руся перейдёт в другую команду.

— Ладно вам, может еще и сыграете.
— Мы верим в это, очень бы хотели.

— Вообще ваша команда по школе по именам очень солидная. Многие из вас играют в КХЛ или ВХЛ: вы, Абросимов, Чефанов, Берёзкин, Гутик, Бычков. Кто был самым сильным из вас?
— Из моей школы всегда выделяли Гутика. У нас было два лидерских звена: наше – и звено, где играли Гутик, Николаев и Берёзкин. Первые двое постоянно катались в сборные.

«В КХЛ требования куда выше, чем в других лигах»

— Давайте вспомним тот сезон, где вы были лучшим по очкам в МХЛ, но не так и не сыграли в «Локомотиве». Говорили, что дело в одностороннем контракте.
— Да, так и было. Я даже тогда съездил на некоторое время в ВХЛ, но и там сыграть не смог из-за контракта. Увы, переподписать его не получилось. В итоге вернулся в Ярославль. У меня пошла игра. Слухи ходили, что подтянут к тренировкам с основой. Но тренерский штаб «Локо» в МХЛ решил, что мне будет полезнее играть, чем просто тренироваться.

— На следующий год вы уехали в ВХЛ. Вы стали сильнее за этот сезон?
— Я точно стал взрослее в психологическом плане. Это самое главное. Я провёл год в команде с мужиками, там были другие требования. Столкнулся с другими тренировками, с другой жизнью. Например, впервые я жил один, что очень повлияло на моё развитие.

— Чем отличается ежедневная работа в КХЛ от той, что была в МХЛ и ВХЛ?
— Сильно отличается. В КХЛ требования куда выше, чем в ВХЛ и МХЛ. Тут с тебя спрашивают гораздо больше. Если ты дашь слабину, то за спиной в МХЛ есть целый состав, которые хочет прийти в основную команду. Тебе каждый день нужно больше работать, чтобы держаться на место в составе. В КХЛ приходится много заниматься физикой. Во-первых, в лиге очень много борьбы, во-вторых – матчи идут через день, это тяжело.

— К чему сложнее всего привыкали в КХЛ?
— В игровом плане быстро привык к «Локомотиву». Мне нравится наша игра. Я понимаю, что нужно делать и что от меня хотят. Никаких проблем. Самое тяжёлое было в начале, когда попал в раздевалку, поскольку ни с кем особо не общался. Но когда познакомился с ребятами, то стало легче.

— Игорь Никитин много говорит о том, что работает с командой в части психологии. В чём это проявляется?
— Из последнего расскажу. Мы обыграли СКА, а затем уступили «Северстали». Он много говорил о том, что как раз в этом проявляется наша слабая психология. Я не буду всех секретов раскрывать, но общение получилось серьёзным. Работа идёт через разговоры, через просмотр видео, через интересные психологические приёмы. Например, Игорь Валерьевич как-то приносил и показывал копию Кубка Гагарина. Каждый раз он придумывает что-то новое. Это бросается в глаза и влияет на нас.

Степан Никулин против Кирилла Кирсанова. Фото: Илья Смирнов

— В одном из интервью вы говорили, что Никитин часто разговаривает с вами. Был ли какой-то запоминающийся разговор или слова тренера?
— Я не скажу, что мы очень много разговариваем. Наверное, последний разговор был осенью. Тогда мне немного «вставили». Сказали, что я ничего не хочу делать, что меня вытаскивают, а я лезу назад в яму. Это очень повлияло на меня, сразу внутри что-то щёлкнуло.

— Вы не выглядите человеком, которому ничего не надо.
— С каждым может случиться. Когда ежедневно что-то делаешь, это превращается в рутину. Ты привыкаешь и начинаешь засыпать. Тот разговор – как щелчок, чтобы ты взбодрился.

— Иногда на пресс-конференциях Никитин может сказать жёстко про игру команды. Это как-то влияет на игроков?
— Конечно. Я смотрю пресс-конференции. Если не дурак, то услышишь это. Игорь Валерьевич нам говорит такие же слова, только иногда жёстче.

— Его часто ругают болельщики за оборонительный и не очень зрелищный хоккей. Оборона и правда самое главное в вашей системе?
— У нас хорошо выстроенная оборона. Если честно, я не понимаю, почему все говорят, что мы играем в оборонительный хоккей. Как будто мы впятером ставим капкан на синей линии и выбрасываем шайбу, а затем ждём, когда соперники снова подойдут. Мне кажется, московское «Динамо» в куда более оборонительный хоккей играет. Они выбрасывают шайбу через борт, а затем бегут за ней. Если посмотрите, то у нас выход из зоны через пас. Если бы мы играли в оборонительный хоккей, то выводили шайбу в среднюю зону и ждали бы шансов, чтобы убежать. У нас же всё через передачи. Наоборот, это более креативный хоккей. Уверен, если бы мы забивали 3-4 гола за матч, то все бы говорили, какой атакующий хоккей у «Локомотива». К сожалению, нас подводит реализация.

— Какие обязанности в обороне у вас?
— Много требований, зависит от ситуации. Очень много говорят о подстраховке. Если партнёр ошибся, то ты должен его подстраховать. Это основа.

— Иван Чехович утверждал, что у Никитина нельзя быть только игроком атаки.
— Ты не можешь не бежать в оборону или просто стоять в своей зоне. Ты обязан быть в движении постоянно, чтобы успеть и центр перекрыть, и защитнику своему помочь. У нас нет такого, что ты можешь спокойно убежать открываться под синюю линию.

«Нравится Дацюк, но 13-й номер не в честь него»

— Этот сезон – рекордный в КХЛ с точки зрения числа матчей. Вы чувствуете усталость?
— Да, организм начинает уставать. Поэтому тренерский штаб в предыдущих матчах давал отдых. Два дня мне хватило отдохнуть, сил стало намного больше. Сейчас я хорошо себя чувствую. У нас началась подготовка к плей-офф. Главное, чтобы весной всё было хорошо.

— В связи с таким числом игр как-то изменилась ваша подготовка к матчам?
— Да, поскольку раньше было меньше матчей. Сейчас ты не можешь много заниматься в зале, поскольку попросту не побежишь. Стал больше уделять внимание восстановлению.

— Лучшее восстановление – это?
— Русская баня. Очень люблю холодную и горячую воду. Ещё помогает в восстановлении велосипед.

— В декабре, говоря о физической усталости, вы приводили в пример слова баскетболиста Леброна Джеймса, который говорил, что всё в голове. Вы интересуетесь баскетболом?
— Мне нравится этот вид спорта, он достаточно зрелищный и красивый. Я пытался через игры в нём разобраться. Что касается слов Леброна – не помню, где они мне попались, но в тот момент я примерно тоже самое и ощущал. Решил запомнить его слова.

— Кого из звёзд первой величины вы можете отметить?
— Как болельщик «Манчестер Юнайтед», назову Криштиану Роналду. Ещё отмечу Эрика Кантона. Очень яркая личность. Если из хоккеистов, то это Павел Дацюк. В детстве мне показывали видео, его манера игры мне очень понравилась. Он здорово катается, у него отличные передачи и неожиданные броски. Мне это запомнилось.

— 13-й номер – в честь него?
— Нет, просто совпало. Когда я увидел, что он играет под 13-м номером, то Павел мне ещё больше стал нравиться.

«Хочу, чтобы болельщики в Ярославле наконец-то порадовались Кубку»

— Вы родились в Ярославле, воспитывались в школе «Локомотива». Выйти на лёд в свитере родного клуба – это что-то особенное?
— Даже попасть в раздевалку было что-то особенное. Когда ты видишь этих ребят только с трибуны или по телевизору… А тут ты с ними сидишь в одной раздевалке и здороваешься за руку – это очень круто. Первое время это была просто сказка.

— Ваш дебют в КХЛ состоялся 20 сентября 2021 года против «Йокерита». Через два дня вы сыграли против «Витязя». «Локомотив» дважды проиграл дома, вы очков не набрали. Дебют – хуже не придумаешь?
— Сам дебют с «Йокеритом» — действительно не очень. Тем более, я вышел вместо кого-то в смене, и мы получили гол. С «Витязем» был хороший матч. Я играл много, создавал моменты, даже «6 на 5» дали в конце поиграть – для второй игры в КХЛ неплохо.

— Чувствуете больше ответственности перед болельщиками, потому что вы местный?
— Да. Но это больше даже не ответственность, а желание, чтобы Ярославль получил, что давно хочет. Стремлюсь выиграть кубок, и такое желание есть не только у меня. Очень хочу, чтобы болельщики в Ярославле наконец-то порадовались. Мы видим, как много людей ходят на матчи и переживает. В городе часто подходят болельщики, что-то говорят. Спорт создан для болельщиков, мне очень хочется выигрывать для них.

— «Локомотив» 20 лет не выигрывал кубок. Это давит?
— Не скажу, что это давит. Скорее, подхлёстывает. Я знаю, что уже пора выиграть. Это ещё больше мотивирует.

— Вообще вы интересовались большим хоккеем, когда были маленьким?
— Конечно. Мне очень нравились Збынек Иргл и Йозеф Вашичек. Ещё отмечу Ивана Ткаченко. Следил за Алексеем Яшиным, когда он играл в «Локомотиве». Помню, когда в центре Ярославля встретил его, то чуть не сошёл с ума. Он гулял с кем-то, возможно, с родителями. Я же был с папой. Мы общались минут 15, он спрашивал меня что-то про хоккей, сфотографировался, дал автограф. Очень позитивный человек. Я запомнил эту встречу на всю жизнь.

Досье
Степан Андреевич Никулин
Родился 17 марта 2001 года в Ярославле
Карьера: «Локо» (МХЛ) – 2018 — 2021; «Молот» (ВХЛ) – 2021 — 2022; «Локомотив» (КХЛ) – 2021 — н.в.
Достижения: обладатель Кубка Харламова (2018/2019), лучший бомбардир и снайпер плей-офф МХЛ (2020/2021).

Источник: КХЛ

Подписаться на рассылку

Оставайтесь в курсе самых важных новостей из мира хоккея!

Контакты

Федерация хоккея России Детско-юношеские соревнования