Президент ХК «Юнисон-Москва» Александр Клименко в интервью официальном сайту клуба рассказал, почему выбрал НМХЛ для своей команды, оценил потенциал лиги, а также поделился планами на будущее.
ХК «Юнисон-Москва» – дебютант сезона 22-23, досрочно обеспечивший выход в плей-офф и завершивший сезон в ¼ плей-офф, первый и пока единственный московский клуб в истории «Первенства Национальной молодежной хоккейной лиги» (НМХЛ).
С момента основания летом 2022 года «Юнисон-Москва» взял высокую планку во всех аспектах, в которых можно представить функционирование современного хоккейного клуба, и только повышал ее по ходу сезона, совершенствуясь, применяя новые технологии, ворвавшись в новостное пространство, создав репутацию дерзкого, прогрессивного и амбициозного клуба.
— Судя по уровню организации процессов в команде, «Юнисон-Москва» может играть и в МХЛ, и в ВХЛ. Но вы сознательно пошли именно в НМХЛ. Почему?
— На данный момент нам нужно решить два вопроса: получить знания, компетенции в спортивном менеджменте, понимание, как все устроено и, конечно же, соревновательный момент. НМХЛ всем этим требованиям соответствует. Это начальная ступень, так как ВХЛ — продвинутый уровень, ну а про КХЛ пока и говорить рано.
Мы должны пройти эту школу, а для меня это значит – выиграть кубок. Тогда буду считать, что обучение прошел, экзамен сдал, могу идти дальше. Поэтому, повторю, главное – эволюционное развитие, с уважением к системам, в которые мы приходим. Это мой принцип. Не просто приходить и потреблять, а еще и что-то давать взамен: знания, умения, повышать спортивную конкуренцию.
Когда обосновывали, почему мы должны быть в НМХЛ, говорили, что принесем с собой идеи и технологии, которые до нас не применялись в Лиге. Увеличим саму аудиторию НМХЛ, создадим дополнительную конкуренцию. Думаю, эти задумки по итогам первого сезона мы во многом осуществили.
Еще один важный момент мы осознали уже по ходу минувшего сезона. Профессиональный хоккейный клуб без вертикали, в основе которой лежит детская школа, невозможен. Это был бы клуб без корней. Поэтому у нас должна полноценно работать детская школа, юниорская команда, надо дать возможность играть своим воспитанникам в молодежных клубах, а потом уже в ВХЛ или КХЛ. Поэтому в новом сезоне постараемся реализовать интересные ходы и в развитии основных игроков, и в развитии детской хоккейной школы.
— Как оцениваете Лигу и уровень команд с точки зрения бизнеса?
— Если оценивать именно с точки зрения бизнеса, то главная проблема Лиги – аудитория. Она невелика. Естественно, ее некорректно сравнивать с аудиторией КХЛ или ВХЛ. Но у НМХЛ огромный потенциал и с ним надо работать. Федерация хоккея России сделала очень нужный и важный чемпионат, дав возможность молодежи играть в профессиональный хоккей не только в вертикали больших клубов. А у зрителей и болельщиков не самых больших городов России появился шанс вживую увидеть зрелищный хоккей, а не только наблюдать за признанными грандами по телевизору. Но за аудиторию сегодня приходится бороться, буквально толкаться плечами в непростых битвах за ее внимание.
Работа с аудиторией в нашем клубе поставлена во главу угла и не будет преувеличением сказать, что появление «Юнисон-Москва» в НМХЛ много сделало для разогрева чемпионата и аудитории. Простая математика: если мы посчитаем число подписчиков в социальных сетях и просмотров трансляций матчей, сравнив два последних сезона, то мы увидим трехкратное увеличение интереса к Лиге и рост аудитории НМХЛ. Это говорит о том, что мы на правильном пути.
Мне очень понравилось, как мощно прошел недавний плей-офф лиги во многих городах России. В том же Кирово-Чепецке болельщики, не поместившиеся на трибунах, смотрели хоккей на улице, стадионы в Рыбинске и Тамбове заполнялись до отказа.
— У вас есть планы на будущий сезон подписать соглашение с каким-либо профессиональным клубом, выступающим в МХЛ, ВХЛ или КХЛ, чтобы стать их фарм-клубом? С одной стороны, это серьезная мотивация для игроков, возможность усиления в плей-офф, но в то же время существует риск потери ключевых хоккеистов по ходу сезона, ведь их может забрать основная команда. Думали об этом?
— Не вижу веских причин, зачем мы им нужны. Это если смотреть с резона больших клубов. Но и с точки зрения наших интересов это потеря собственной независимости, идентичности, философии. Неравное партнерство всегда приводит к краткосрочности. Мы же нацелены на построение своей вертикали. А вот сколько для этого понадобится времени, вопрос другого порядка. Но мы изначально были готовы к марафону. Клуб – это не задача на год или два. Когда мы его создали, то понимали, что это долгий и постоянный процесс, требующий ресурсов, энергии, времени, внимания и постоянных финансов.
— Кто для вас игрок «Юнисон-Москва»? К чему молодой парнишка должен стремиться, чтобы им стать?
— Он должен обладать четырьмя качествами: любовь к хоккею, самопожертвование, жесткая дисциплина и послушание.
Любовь к хоккею не требует объяснений. Что же касается дисциплины и послушания… Да, именно послушания. Я не оговорился. Считаю, что к тренеру следует не просто прислушиваться, а выполнять буквально все, что он говорит. Если нет понимания и принятия этого, игрок не станет ни будущим Овечкиным, Малкиным или Бобровским.
Другой важный момент – самопожертвование. Это наш ментальный код команды. Мы как клуб создаем для игрока все условия. По многим параметрам наша организация процессов достигла уровня команд КХЛ. Я это говорю не по своим ощущениям. Хоккеисты-профессионалы из КХЛ смотрели наш быт, наши тренировки и сами нам говорили, что это уровень КХЛ.
Мы так выражаем свою любовь и уважение к игроку, не только на словах, но в действиях. Что мы ждем взамен? В том числе самопожертвования на льду.
Клуб – твоя семья. Но на льду, будь добр, показывай все, что можешь, а если надо, и жертвуй собой во имя команды. Тогда ты достоин быть игроком «Юнисон-Москва».
— Расскажите о вашей практике внедрения «Телематики» в работу. Насколько я понимаю, это недешево. И не совсем хоккейным людям поясните, зачем это нужно. Оправдали ли себя затраты, планируете ли использовать ее дальше?
— «Телематика», если совсем коротко пояснить для не хоккейных людей, – это система, позволяющая в режиме реального времени по каждому игроку получать глубочайший спектр самых разных данных. Систему не мы придумали, ее активно используют в КХЛ. Но мы первые, кто ее внедряет в молодежном хоккее. По затратам скажу, что они себя оправдали и «Телематику» определенно стоило использовать.
Это позволило нам лучше понять игру с помощью цифр. К тому же, когда мы ее внедряли, мы хотели, чтобы наши хоккеисты имели возможность расти даже по окончании контракта с нами. И одна из таких точек роста – добавление их статистики в общую базу, где находятся данные всех игроков КХЛ. По итогам сезона своим выпускникам-хоккеистам мы сделали профайлы, своего рода количественно-качественные характеристики на основе данных «Телематики». В них уже идет сравнение с игроками КХЛ по схожим показателям.
Помню, когда мы ее только внедряли, то говорили игрокам: теперь вы в единой базе, можете сравнивать свои показатели с показателями других игроков, можете видеть свои сильные и слабые стороны, будете знать, что нужно в себе дорабатывать. И вот получив первые данные, убедились, что не зря пошли на этот шаг.
— А кто ваш болельщик сегодня? В Москве, где такая плотность хоккея и мероприятий, найти своего зрителя, а тем более искреннего постоянного болельщика, – серьезная задачка со многими неизвестными.
— Мы стараемся быть интересными для каждого, кто влюблен в хоккей. И даже дерзаем, чтобы выйти за эти рамки и показать эту игру тем, кто раньше ее не видел и не интересовался. При этом мы стараемся совместить праздник хоккея с семейным времяпровождением. А говорить о каком-то конкретном типаже болельщика сейчас еще очень рано. Клубу нет даже года. Сейчас главная задача – показывать максимально красивую игру, эмоции, выдавать классную атмосферу на арене. Без игры самой команды трудно планировать поиск болельщиков. Мы видим свою миссию через популяризацию хоккея для тех, кто вообще ничего не знает об этой игре. Все делаем для того, чтобы пронзать стрелами хоккейного Амура любого, кто попадает к нам на арену.
— Заметили, что на матчах «Юнисон-Москва» часто можно столкнуться с популярными молодежными блогерами, актерами, певцами. Это тоже специальная стратегия по популяризации клуба?
— Это друзья. Тот же блогер Субо – друг нашего хоккейного клуба, мы хорошо общаемся, он прекрасный и открытый человек. Субхан много сделал для позиционирования «Юнисон-Москва», за что ему огромное спасибо от всех нас. Большое число подписок и охватов связаны в том числе и с его активной деятельностью. Но это не часть стратегии, а дружба, где каждый желающий вносит свой посильный вклад в развитие «Юнисона». Все, кто приходит к нам на арену, друзья хоккея. Одна большая спортивная семья «Юнисон».
— Узнавая, на какой арене играет новый молодежный клуб «Юнисон-Москва», почти у каждого сначала было неподдельное удивления, а затем вопрос «Почему?». Расскажите, как вы оказались на ВТБ Арене, ведь по аренде она самая дорогая в Москве. Логично же было сэкономить и выбрать вариант попроще.
— На момент выбора, где будем играть, мы друг другу идеально подходили. У них опыт организации, технологии и конечно же имя, у нас – начало сезона, и вообще, начало жизни. Они про бизнес, мы про хоккей, и тут было все максимально просто: есть цена, есть услуги, а они заинтересованы в заполнении арены, а мы хотели получить арену высокого уровня и технологий. Использовать «Телематику» с «умными шайбами» мы смогли тоже благодаря именно ВТБ Арене. Так мы друг друга и нашли.
— А что по следующему сезону? Продолжите там играть или перейдете на новую площадку?
— Остаемся на ВТБ-арене. И хочется сказать слова благодарности руководителю ВТБ-арены, а также большому коллективу, который каждый раз делает все, чтобы наши домашние игры прошли на высоком уровне.
— Каковы планы команды на ближайшее будущее?
— У нас формируется стратегия хоккейного клуба 2030. Наше развитие будет проходить по нескольким ключевым направлениям. Мы создаем пирамиду хоккейного образования и развития: «детская школа – молодежная команда – команда мастеров». В этом году мы планируем продолжить играть в НМХЛ и вплотную подойти к вопросу организации работы детской хоккейной школы. Следующий этап – это создание собственной инфраструктуры клуба. Для стабильного существования нам необходима тренировочная база, свой лед.
— Кстати, в начале мая Вы уже успели нашуметь детским турниром в Москве на кубок «Юнисон». Это задел на развитие детской школы?
— Это часть реализации стратегии ХК «Юнисон-Москва» в развитии направления «детский хоккей». Вместе с партнерами «Красная Машина Юниор» получилось сделать, на мой взгляд, лучший детский турнир и по географии команд, ведь к нам приехали сильнейшие детские команды с разных уголков России, а также Беларуси. Аудитория , и по вниманию аудитории, которую мы привлекли, собрав более 1,5 миллионов просмотров на всех площадках турнира. Вы бы видели какая битва была в финале, интрига и накал сохранялись до последних секунд, но всё же нижегородское «Торпедо» победило. К нам на турнир приходили именитые гости, у детей была отличная возможность сфотографироваться с главным хоккейным трофеем стран СНГ и Европы – Кубком Гагарина, пообщаться с олимпийским чемпионом и трёхкратным чемпионом КХЛ Никитой Нестеровым, легендарным тренером Валерием Брагиным, который с молодежной сборной выигрывал золото на чемпионате мира. А ведь это эмоции и память на всю жизнь, мотивация, чтобы стремиться к новым хоккейным высотам.
— А каковы планы на следующий сезон?
— Кубок в сезоне 2023/24. Развитие детской школы с разными возрастными группами. А при условии завоевания Кубка Регионов, квалификация в сезоне 2024/25 с переходом в ВХЛ.
Источник: ХК «Юнисон-Москва»